вторник, 11 ноября 2008 г.

Речь делового человека

Речь делового человека.Голос как психолог и стилист
Глядя на окружающее сообщество бизнесменов (я говорю о среднем классе предпринимателей) иногда с трудом понимаю, учились ли они чему-нибудь. Иногда, беседуя с «китами среднего бизнеса» ловишь себя на мысли, что ты на Диком Западе. И ожидаешь, что одним из аргументов в пользу собеседника может выступить Smith & Wesson. Для начинающих бизнесменов сообщу, что это револьвер такой. И хотя на дворе не 19 век, а 21, предложения о сделке звучат языком ковбоев, то есть пастухов.
Не слишком ли сильно я «загнул» вступительную речь? Не отпугнул ли потенциальных читателей? Речь сейчас пойдет не о преимуществах или недостатках того или иного оружия. Хотя, я, наверное, не совсем прав. Если словом можно убить, то его можно отнести к разряду… «теплого оружия». С температурой поражения в районе 37 градусов по Цельсию.
Опять воображение уводит меня куда-то в сторону Биллов и Джонов. На самом же деле я поставил себе цель (!) разобраться с тонкостями публичных выступлений делового человека. Вот, представьте себе, что стоите вы на эшафоте, перед вами толпа жадных до зрелищ сограждан, и вам дано последнее слово. Да не пугайтесь вы этого эшафота! Это образ такой, для пущей наглядности. Итак, стоите вы на этом постаменте и понимаете, что от того, что и как вы скажете, может зависеть ваша дальнейшая…деловая жизнь.
Как вам такие предлагаемые обстоятельства? Заволновались? Это хорошо, но в разумных пределах. Потому что речь, не приправленная живым нервом – пресна. А, следовательно, не интересна. А ведь вам необходимо добиться сочувствия масс. А вдруг после ваших слов они пойдут на приступ и освободят вас от заслуж…, от неприятностей?
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, плечи разведены, голова смотрит прямо. Не вверх, ни вниз, а прямо перед собой. Спокойно осмотрите аудиторию, определите для себя, для кого будут обращены ваши слова и начинайте. Обратитесь к аудитории. Только не заигрывайте с ней с первых же слов фразой, типа «Любимые друзья» или что-то типа того. Вам не поверят с первых же слов, и потом будет сложно убедить публику в своей искренности. Если перед вами труженики села или рабочие, то не стоит обращаться к ним «Господа». Поверьте, они вас не поймут. Это я к чему? Заранее продумайте свое первое обращение к аудитории. Что-то такое нейтрально уважительное.

Опять таки, очень важно, каким тоном вы произнесете эти первые слова. А они будут зависеть от того, какую интонационную форму общения с аудиторией вы выберете. Можно построить речь в беспечно-юмористической форме. Публика любит подобное общение. Только как эта форма будет сочетаться с главной идеей выступления. Допустим, вернее, продолжим, вы действительно стоите на эшафоте и ваша цель, поднять народ на ваше освобождение. Какой тон избрать: мрачный, просительный, сердитый? А может торжественный, мажорный? Я бы выбрал торжественно-предостерегающий.

Итак, вы торжественно прощаетесь с согражданами, ради которых прожили свою недлинную, но полную опасностей жизнь.Не забывайте об экспромтах. Видите, в первых рядах стоит баба Глаша, которой вы как-то дали денег на похмелье. Попрощайтесь лично с ней. Пожелайте ей длинной и здоровой жизни, среди чутких и отзывчивых людей.

Поверьте, баба Глаша оценит ваш такт и запустит в народ недовольство происходящим.
Что-то образ человека на заклание не очень подходит для объяснения публичного выступления делового человека. Поэтому, пока вы еще не остыли от предыдущего образа, я вам набросаю несколько полезных советов.

Основное правило оратора – никакой монотонности.
А знаете, когда возникает монотонность? Когда вы сами не заинтересованы в предмете своего выступления. Зал это очень быстро вычисляет и начинает относиться к вам так же, как и вы к предмету выступления. И вы сразу почувствуете это, вернее увидите по людям, которые перестали вас слушать и перешли к своим мыслям или беседам с соседом.
Запомните, в момент выступления вы артист, и посему ищите выразительные средства. Одним из таких средств является отделение главной мысли от второстепенных. Делайте это интонационно, с помощью логических пауз, изменение темпа речи. То есть главную мысль высказывайте медленнее и значимей, чем остальные. Можно также применить повышение голоса на главной мысли.

Большую помощь в налаживании контакта с аудиторией могут принести риторические вопросы. Отвечая на эти не очень важные вопросы, предполагающие конкретный ответ, слушатели начинают относиться к вам по-свойски. Но таких вопросов должно быть немного, иначе эффект может получиться обратным.

Да и вообще бывает очень полезным вести выступление в форме диалога. Обращаться с вопросами можно как к конкретному человеку, так и к аудитории в целом. Только не превращайте свое выступление к дискуссию. Нет, конечно, если вы так и задумали – то, пожалуйста. Но обычно вопросы, которые вы адресуете, например конкретному человеку, должны подразумевать короткий, простой ответ.

Еще древние греки пользовались в беседах таким приемом, как повторы. Может быть очень полезно несколько раз в процессе выступления повторить главную мысль. Повторить, как бы отталкиваясь от нее и развивая все новые и новые аспекты этой мысли. Но опять напоминаю о чувстве меры.

Как вы думаете, для кого русский народ придумал огромного количество различный поговорок и присказок? Это риторический вопрос, на который существует конкретный ответ: для вас! И если во время своего доклада вы вдруг воспроизведете пару таких поговорок (обязательно в тему), то вы обретете несколько баллов в свою пользу.
Довольно полезно во время выступления привести пример из жизни известных людей. Такие примеры, например, из литературно-художественных произведений, придаст вашей речи дополнительные краски.

Ну, и в заключении, несколько слов о заключении. Не о тюрьме, а о финальных аккордах вашей речи. Люди постарше помнят, как любое большое заседание партийный органов заканчивалось, как правило, здравицами в адрес родины, партии и лидера. Слава богу, подобные здравицы сейчас не звучат. Но заканчивать выступления на чуть приподнятой ноте полезно. Во-первых, разбудите тех, что все же уснул. А во-вторых, если вы призовете своих слушателей к конкретным действиям по реализации вышесказанного, глядишь, и поймут, о чем это вы им битый час рассказывали.

Ключевые слова: публичные выступления, монотонность, голос



Еще статьи с этого блога по темам:


0 comments:

Отправить комментарий